По своим характеристикам Самотлорское месторождение является наиболее крупным в России и занимает шестое место в мире по объему разведанных запасов. Благодаря современным технологиям добычи нефти, в настоящее время месторождение получило вторую жизнь.
Открытие Самотлорского месторождения
Самотлорское месторождение нефти расположено в 15-60 километрах севернее и северо-восточнее города Нижневартовска, который был построен в годы освоения природной кладовой и начинался с небольшого вахтового поселка. Сейчас это современный город с населением около 250 тыс. человек.
Годом открытия Самотлорского месторождения считается 1965-й, когда в июне была пробурена первая скважина. Нефть обнаружила Мегионская поисково-разведочная экспедиция под управлением Абазарова. Мощный фонтан нефти давал больше тысячи тонн в сутки.
Освоение Самотлорского месторождения нефти проводилось в условиях сильной заболоченности, поэтому опыт других стран здесь был неприменим. Инженеры предлагали либо провести мелиорацию и осушить участок, либо строить эстакады, на которых и устанавливать буровые вышки.
Первый вариант увеличивал пожароопасность объекта из-за осушения торфа, а второй был слишком затратным с точки зрения времени и ресурсов. В итоге нефтяники пришли к необходимости насыпать искусственные участки прямо на территории мелководного озера Самотлор.
Первая эксплуатационная скважина на Самотлорском нефтяном месторождении начала работать в 1968 году, а со следующего года добыча черного золота началась в промышленных масштабах.
Запасы Самотлорского месторождения
Самотлорское месторождениеРазведанные запасы нефти на Самотлорском месторождении, по оценкам геологов, составляют 7,1 млрд тонн. При этом доказанные объемы, которые считаются извлекаемыми, рассматриваются на уровне 2,7 млрд тонн. Природные ископаемые здесь залегают на относительно небольшой глубине: от 1,6 до 2,6 километра.
Наибольший объем добычи нефти на Самотлорском месторождении был пройден в конце 80-х годов, когда в год добывалось около 150 млн тонн. Но затем произошло обводнение пластов, а к середине 90-х годов добыча нефти резко снизилась до 16,7 млн тонн в год.
Эксперты считают, что запасы на Самотлорском месторождении выработаны свыше 70%, но в настоящее время добыча стабилизировалась. Это стало возможным благодаря применению технологии и оборудования для гидроразрыва пласта и кустового способа бурения. С их помощью можно получить доступ к трудноизвлекаемым пластам Самотлорского месторождения. Добыча нефти к 2013 году повысилась до 22 млн тонн.
Характеристика Самотлорского месторождения
Геологически Самотлорское нефтяное месторождение относится к Западно-Сибирской нефтяной провинции. Всего в нем насчитывается около 18 пластов.
Самотлорская нефть относится к легким сортам и характеризуется пониженным содержанием серы (на уровне 0,68—0,86 г/см3) и нормальной вязкостью. В целом пластовая нефть Самотлорского месторождения обладает средними характеристиками.
Площадь Самотлорского месторождения на карте составляет свыше 3 тыс. квадратных километров и представляет собой округлое пятно. На территории участка сейчас пробурено около 17 тыс. скважин. За все время существования месторождения из земли было извлечено около 2,5 млрд нефти.
Компания-владелец «Самотлорнефтегаз» планирует до 2019 года ввести в строй еще 570 скважин. Предполагается проводить бурение по краям площади Самотлорского месторождения, преимущественно кустовым методом, чтобы снизить издержки и повысить извлекаемость нефти . По прогнозам нефтяников, такие меры смогут поддерживать нефтедобычу на уровне 35 млн в год еще на протяжении двух десятков лет.
К сегодняшнему дню участок Самотлорского месторождения обладает хорошо развитой промышленной и бытовой инфраструктурой:
- построены нефтепроводы, станции перекачки нефти, газоперерабатывающий завод,
- рядом проходит ветка железной дороги,
- проложены дороги с твердым (бетонным) основанием,
- поблизости располагаются поселки и города с развитой социально-бытовой инфраструктурой.
В летнее время, когда в болотистой местности вокруг Самотлорского месторождения тает вечная мерзлота, используют воздушное сообщение (вертолеты). Зимой наземное движение за пределами бетонных дорог может осуществляться по зимним дорогам (зимникам), когда болота и мелкие водоемы промерзают.